________________________________________
Fuentes y libros consultados:
1.смотри приложение "Амторг"
2.кн. “Пятьдесят лет американо-советской торговли”, Дж. М. Тэтчер Фейнштейн, Нью-Йорк, 1974 г., стр. 63-66
3.“The War Business. The International trade in Armaments”, George Thayer, Simon and Schuster publisher, Rockefeller Center, New York, 1969, p.324
4.“The Arms Trade and International Systems”, Robert E. Harkavy, Ballinger Publishing- Company, Cambridge, Mass., 1975, p.134-137
5.Ibid. p.128
6 .60-62 танка Т-26 по сообщению Алексея Быстрова «О типах БТТ в ВО на 1.06.1941», 19.3.99, «Военно-исторический форум» («ВИФ»); «Бронеколлекция» №1-1998; письмо «О танках в Испанию», 14 июля 1999 г.; по другой информации было передано безвозмездно только 2 двухбашенных Т-26, других фактов поставок не было
7 .согласно кн. “Kampf um die Lurtherrshaft”, Olaf Groehler, 1989 и сообщениям «...самолеты в Китай», «ВИФ», 18.8.99
8.согласно кн. “The Arms Trade and International Systems”, Robert E. Harkavy, СССР поставил в Китай всего 360 самолетов до 1940 г.; более того указывается, что до 40-го года общий советский авиационный экспорт составил «всего» 784 боевых самолета, что явно меньше авиаэкспорта только в Китай
9.«...самолеты в Китай», «ВИФ», 18.8.99; ст. «Советские бомбардировщики в Китае (1937 - 1946 гг.)», В. Котельников, А. Демин, «Авиация и Космонавтика», №2,1998; «Поставки авиатехники», А. Степанов, 27/07/99
10.составлено по источникам: “The Arms Trade and International Systems”, Robert E. Harkavy; “Kampf um die Lurtherrshaft”, Olaf Groehler, 1989; сообщения «...самолеты в Китай», «Военно-исторический форум», 18.8.99; ст. «Советские бомбардировщики в Китае (1937 - 1946 гг.)», В. Котельников, А. Демин, «Авиация и Космонавтика», №2, 1998; «Поставки авиатехники», А. Степанов, 27/07/99
11.«Тонкая грань», А. Баранов, А. Степанов, «Военно-исторический форум», 01.04.98; «...самолеты в Китай», «Военно-исторический форум», 18.8.99; «Поставки авиатехники», А. Степанов, 27/07/99, 17/08/99, 20/08/99; “Kampf um die Lurtherrshaft”, Olaf Groehler, 1989
12.см. более детально приложение “Операция Х”. Поставки специмущества Советским Союзом в Испанию в 1936-39 гг.”
13.из них большую часть (около 300 ед.) составляли Т-26. Цифра в 362 танка приводится в многочисленных источниках (см. последующие ссылки), но впервые была опубликована в книге «Интернациональная солидарность с Испанской Республикой», АН СССР, 1974 год, стр. 329; по западным оценкам в различных публикациях 1950-96 гг. количество танков оценивается существенно больше – около 900 единиц – маловероятно, что это так; более вероятным является количество в 331 танк, прибывших в Испанию с октября 1936-го по август 1938 годов (по данным РГВА); в 1939 г. планировалось направить /или было направлено/ партию из 40 танков Т-26, но они были возвращены обратно.
14.«...боевое крещение БТ-5 получили в Испании, куда в 1937 году было поставлено от 50 до 100 машин...»,
[Tienes que estar registrado y conectado para ver este vínculo] М. Барятинский, М. Коломиец, кн. «Легкие танки БТ-2 и БТ-5»,
[Tienes que estar registrado y conectado para ver este vínculo] «Бронеколлекция» №1-95 и в №1-96; Алексей Быстров, «...Дискуссия о производстве БТТ в 1930-41 гг.», 22.3.99, «Военно-исторический форум»; Михаил Свирин, «...о типах БТТ в ВО на 1.06.1941», 19.3.99, «ВИФ»
15. М. Барятинский, «Советские танки второй мировой войны», 1995; «Бронеколлекция» №1-95; Шмелёв «Советские танки 1941 - 1945 гг.»; Алексей Быстров, «...Дискуссия о производстве БТТ в 1930-41 гг.», 22.3.99, «Военно-исторический форум»; Михаил Свирин, «...о типах БТТ в ВО на 1.06.1941», 19.3.99, «ВИФ»
16.из книги “Arms for Spain. The Untold Story of the Spanish Civil War”, Gerald Howson, John Murray Publishers Ltd., London, 1998, в которой автор приводит многочисленные ссылки на Российский государственный военный архив (РГВА)
17.общее количество самолетов 627 в книге “Arms for Spain. The Untold Story of the Spanish Civil War”, Gerald Howson, 1998; существуют цифры в 648 самолетов (кн. «История второй мировой войны», Институт военной истории, 1974, т. 2, стр. 54), в 806 самолетов («Интернациональная солидарность с Испанской Республикой», АН СССР, 1974 год, стр. 329); по западным оценкам в различных публикациях количество самолетов оценивается существенно больше от 1000 до 1400 единиц
18.«Легкий бронеавтомобиль ФАИ»,
[Tienes que estar registrado y conectado para ver este vínculo]19.«Легкий танк PzKpfw I. Организация частей и боевое применение»,
[Tienes que estar registrado y conectado para ver este vínculo]20.смотри более детально Таблицу 2. “Поставки вооружения и военной техники Советским Союзом в Испанию в 1936-39 гг.” в Приложении “Операция Х”
21.с 1942 года становится Управлением “Техноэкспорт” ??
22.Ленд-лиз ( lend-lease) - система передачи США взаймы или в аренду военной техники, оружия, боеприпасов, снаряжения, стратегического сырья, продовольствия, различных товаров и услуг странам-союзникам по антигитлеровской коалиции в годы Второй мировой войны. В июле-августе 1941 г. СССР подписал два межправительственных соглашения «О совместных действиях в войне против Германии» и «О товарообороте, кредите и клиринге», которые явились юридической основой для поставок военной техники. После окончания Второй мировой войны были произведены взаимные расчеты по поставленной технике в рамках ленд-лиза, при этом часть техники была списана, часть осталась в ВС СССР, а часть была возвращена.
В 1972 г. в Вашингтоне между Правительствами СССР и США было подписано последнее Соглашение о ленд-лизе, согласно которому СССР обязался выплатить США ежегодными порциями начиная с 1973 года по 2001 год 722 млн. долл. закрывая окончательные взаимные требования государств в отношении поставок, осуществленных в годы Второй мировой войны
23.Смотри, например в статье «Государственный посредник и мировой рынок вооружений», А. Симаков, «Профи», №1-2/98, стр.25-28; «ВТС» №22, 1998, стр.17-26, ИТАР-ТАСС; более полный вариант данной статьи в журнале «Экспорт вооружений», №3, май-июнь 1998 г., Центр АСТ; данная точка зрения А. Симакова, начальника договорно-правого отдела ФГУП «Промэкспорт» спорна в том, что под определение Государственного посредника можно подвести «Амторг» и Отдел внешних заказов Народного комиссариата по военным и морским делам, сформированные задолго до Второй Мировой войны. Сюда же можно теоретически отнести и В/О «Техноэкспорт» Министерства внешнеэкономических связей СССР, созданное в 1932 году, о котором известно, что после Второй мировой войны активно осуществлял техническое содействие иностранным государствам в создании промышленности и общей инфраструктуры;
24.там же
25.Производство (фактически “лицензионная” сборка) английских боевых самолетов и американских автомобилей в Иране и транспортировка в СССР; “по южному маршруту (через Иран) в СССР перегоняли "Харрикейны" и "Спитфайры". Вначале их везли морем, в разобранном виде, затем в Иране собирали, облетывали и, после приема советской военной приемкой, перегоняли в Азербайджан”, сообщение А. Баранова, 12.8.98, «Военно-исторический форум» .Через Иран поставлялась также и американская бронетехника...
26.См. подробнее главы 4 и 5. Стоит однако заметить, что максимальная величина в 1987 году по данным всех международных аналитических агентств, по официальным российским данным максимальный объем советского экспорта зафиксирован в 1989 году;
27.Достаточно подробный анализ “безвозмездных” поставок и экспорта ВВТ СССР в 1980-е годы дан в главе 5, а также в статье “Экспорт военной техники СССР в 1980-1990 гг.: “реальные” цифры и объемы”, Марат Кенжетаев, “Военно-техническое сотрудничество” №52, 1997, ИТАР-ТАСС.
28.см. главу 5; а также кн. “The Price of the Past. Russia’s Struggle with the Legacy of a Militarized Economy”, Clifford G. Gaddy, p.92, Brooking Institution Press, 1996
29.которая однако “устойчиво составляла порядка 30% от общих объемов”, а не все сто; см. “Государственный посредник и мировой рынок вооружений”, А. Симаков, “Профи”, №1-2/98, стр.25-28; “ВТС” №22, 1998, стр.17-26, ИТАР-ТАСС; “Экспорт вооружений”, №3, май-июнь 1998 г., Центр АСТ
30.следует заметить, что аналогичная практика осуществлялась в прошлом (и осуществляется сегодня) США
31.ВПК – Военно-промышленная комиссия (структура Совета министров СССР), отвечала за общее руководство и координацию оборонной промышленности СССР. Основана в 1938 году; состояла из представителей 12 министерств, 9 из которых составляли основу советского военно-промышленного комплекса: министерства среднего машиностроения, общего машиностроения, оборонной промышленности, машиностроения, судостроительной промышленности, авиационной промышленности, промышленности средств связи, электронной промышленности и министерство радиопромышленности. Кроме этих девяти основных министерств были представлены еще три: министерства химической промышленности, промышленности электрооборудования и министерство нефтеперерабатывающей и нефтехимической промышленности. Книга "Ядерное вооружение СССР", Т. Кохран, У. Аркинс, Р. Норрис, Дж. Сэндс/ Пер. под ред. П.Л. Подвига, М: ИздАТ, 1992 г.
32.смотри хронологию Госпосредника
33.то есть поставки не осуществлялись прямо с заводов, производящих ВВТ
34.специализированные внешнеэкономические объединения министерств (“загранпоставки”), например “Промэкспорт”, “Авиаэкспорт”, “Общемашэкспорт” и др.
35.например, по данным СИПРИ советский экспорт составил 2,06 млрд. долл. в 1950 году и уже 4,85 млрд. долл. к 1953 году
36.в тот момент существовало два канала экспорта вооружений – Министерство обороны и военная промышленность, при этом к началу 50-х годов объемы экспортных поставок промышленности СССР начинают превышать объемы поставок непосредственно из наличия Минобороны...
37.ст. «Государственный посредник и мировой рынок вооружений», А. Симаков, «ВТС» №22, 1998, стр.17-26, ИТАР-ТАСС; «Экспорт вооружений», №3, май-июнь 1998 г., Центр АСТ;
38.непосредственную деятельность по осуществлению технического содействия и строительству объектов «под ключ» осуществляли внешнеторговые объединения ГКЭС (впоследствии МВЭС); смотри в качестве примера приложение «Техноэкспорт»
39.“Open for Business: Russia’s Return to the Global Economy”, Ed A. Hewett and Clifford G. Gaddy, p.13, Brookings, 1992
40.официальной датой прекращения действия Варшавского Договора считается 1 июля 1991 года, когда в Праге, на совещании Политического консультативного комитета государств-участников Варшавского Договора был подписан Протокол о прекращении действия Договора о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи от 14 мая 1955 года и Протокола о продлении срока действия указанного Договора от 26 апреля 1985 года, хотя фактически Варшавский блок перестал функционировать существенно раньше
41.см. главу 5
42.фактически в парламенте и был создан специальный орган – «парламентская группа по военно-техническому сотрудничеству», которая однако реального контроля/участия в принятии решений в сфере ВТС не получила и в 1993 году прекратила свое существование...
43.данные “расчеты и оценки” осуществлялись в основном на сопоставлении рыночных валютных /мировых/ цен с внутренними прямыми затратами на производство и использовались соотношения официального и “реального” доллара к рублю; типичный пример таких “расчетов” приводится в статье “Ограничение международных продаж и поставок оружия”, Ю.Е. Пинчуков, Т.У. Фарнасова, сб.”На водоразделе безопасности…”, ИМЭМО РАН, 1992: “...Продажа партии из 90 авиадвигателей типа Р29-300, стоящих на истребителях МиГ-21 и МиГ-23, нескольким западным компаниям на сумму более 200 млн. долл. Эффективность сделки оценивалась следующим образом: на затраченный рубль министерство получило 6-7 долларов, а при учете реального курса прибыль составила 10-15 тысяч процентов”.
44.из кн. “Пятьдесят лет американо-советской торговли”, Дж. М. Тэтчер Фейнштейн, стр. 34 (“Fifty Years of U.S.-Soviet Trade”, J.M. Tatcher Feinshtein, Symposium Press, Inc., New York, 1974)
45.сообщение на Военно-историческом форуме, Re: Амторг, К. 07.11.98, 02:25
[Tienes que estar registrado y conectado para ver este vínculo] 46.информация с сайта
[Tienes que estar registrado y conectado para ver este vínculo]47.например в 1930 г. штат составлял 489 человек, из которых 305 человек американские граждане и 105 граждане СССР, кн. “Пятьдесят лет американо-советской торговли”, Дж. М. Тэтчер Фейнштейн, Нью-Йорк, 1974 г., стр. 43
48.фактически можно сказать, что Амторг был государственным Торгпредством в США
49.с сайта Atlant Publishing House.
[Tienes que estar registrado y conectado para ver este vínculo] копия на
[Tienes que estar registrado y conectado para ver este vínculo]50.контракт с фирмой US Wheel Track Layer Corporation, организованной американским конструктором Дж. У. Кристи в 1928 г., расположенную в Равейе, штат Нью-Джерси. Фирма собиралась выпускать новый тип танка Кристи М.1931
51.начальник Управления механизации и моторизации (УММ) РККА
52.информация из статьи “Полемика с Виктором Суворовым. О развитии танкостроения и танковых войск СССР в предвоенные годы: взгляд профессионала или любителя”;
[Tienes que estar registrado y conectado para ver este vínculo] в этом источнике указано несколько другая дата заключения контракта – июнь 1930 года
53.оба американских танка были выполнены в безбашенном варианте и не несли вооружения
54.кн. “Пятьдесят лет американо-советской торговли”, Дж. М. Тэтчер Фейнштейн, Нью-Йорк, 1974 г., стр. 43, 60-63
55.кн. “Пятьдесят лет американо-советской торговли”, Дж. М. Тэтчер Фейнштейн, Нью-Йорк, 1974 г., стр. 60-63
56.возможно контракт на поставку и налаживание лицензионного производства авиадвигателей Curtiss V-1570 Conqueror и Wright R-1820, информация с сайта Gustin Military Aircraft Database,
[Tienes que estar registrado y conectado para ver este vínculo]57.Алексей Степанов, “О воздушной войне в Испании 1936-1939 гг., Книга В.В. Гагина и краткий анализ некоторых постсоветских публикаций”,
[Tienes que estar registrado y conectado para ver este vínculo] 58.Н. Якуба “Испанские” советские самолеты”, “Крылья Родины”, 1989, №9, стр. 32
59.ст. “Советские самолеты в Испании “, В. Кондратьев, журнал “Крылья Родины”, №6'89, стр. 34
60.Архив Президента РФ (АПРФ). Ф.3. Оп.74. Д.20. Л.87; ст. “Москва, Настасьинский, 13”, Ю. Рыбалкин, “Родина”, 1996.9, стр. 67-72
61.СССР сложил с себя обязательства как члена Комитета по невмешательству в конце октября 1936 года
62.Российский государственный военный архив (РГВА), Ф.33987. Оп.3. Д.852. Л.138; ст. “Москва, Настасьинский, 13”, Ю. Рыбалкин, “Родина”, 1996.9, стр. 67-72
63.генерал (позднее маршал) Г. И. Кулик, начальник Артиллерийского управления РККА
64.Центральный архив Министерства обороны РФ (ЦАМО МО РФ). Ф.119. Оп.663. Д.1. Л.22; кн. “Arms for Spain. The Untold Story of the Spanish Civil War”, Gerald Howson, стр. 127; ст. “Москва, Настасьинский, 13”, Ю. Рыбалкин, “Родина”, 1996.9, стр. 68
65.составлено на основе РГВА (кн. “Arms for Spain. The Untold Story of the Spanish Civil War”, Gerald Howson, 1998, стр. 138, 279-303)
66.10 из них были захвачены и сопровождены в порты франкистов, а два (“Тимирязев” и “Благоев”) потоплены (кн. “Arms for Spain...”, Gerald Howson, стр. 135)
67.по другой информации “с октября 1936 по июль 1937 г. интервенты и мятежники задержали 96 судов, а три из них – “Тимирязев”, “Комсомолец” и “Благоев” – потопили (ст. “На помощь Республике “, Н. Якуба, ж. “Крылья Родины”, №9'89, стр. 34)
68.Hillfern, (30/10/36-7/11/36) –пулеметы и стрелковое оружие и Андреев, (22/10/36-1/11/36) – 15 Поликарповых И-15 в полном оснащении и вооружении, запчастями, топливом; 30 БА в полном оснащении; 15 полевых пехотных 37 мм пушек Пашки-Маклем образца 1917 года и др. специмущество
69.составлено на основе следующих источников: лист поставок специмущества в Испанию по данным Российского государственного военного архива из кн. “Arms for Spain. The Untold Story of the Spanish Civil War”, Gerald Howson, 1998, стр. 279-303; советское военное имущество, направленное в Испанскую Республику из кн. “История второй мировой войны, 1939-45 гг.”, Институт военной истории СССР, 1974 г., т. 2, стр. 54; советская военная помощь Испанской Республике из кн. “Интернациональная солидарность с Испанской Республикой”, АН СССР, 1974 год, стр. 329; ст. “Советские самолеты в Испании”, В. Кондратьев, ж. “Крылья Родины”, №6'89; ст. “На помощь Республике “, Н. Якуба, ж. “Крылья Родины”, №9'89, стр. 33-34; ст. “Испанские” советские самолеты”, Н. Якуба, ж. “Крылья Родины”, №10'89, стр. 31-33; кн. J. Miranda, P. Mercado. World awiation in Spain (The Civil War) 1936-1939. American and Soviet airplanes./ Silex Ediciones, 1988
70.корабли "Старый Большевик" (7/10/36-15/10/36) - 10 Туполевых СБ; "КИМ" (13/10/36-19/10/36) - 10 СБ; "Волголес" (13/10/36-21/10/36) - 10 СБ, Российский государственный военный архив (РГВА), Ф.33987. Оп.3. Д.912. Л.84-85
71.в РГВА (в книге Хоусона, в статье Рыбалкина) указано 30 бомбардировщиков СБ, но вероятна и цифра в 31 СБ как описано в ст. "Советские самолеты в Испании" В. Кондратьева ("Крылья Родины", №6'89, Москва, стр. 34): "всего к концу октября 1936 года в состав республиканских ВВС вошел 31 самолет СБ"; кроме того, необходимо заметить, что 31 - это стандартное количество самолетов в авиасоединении
72."Лепин" (20/10/36-28/10/36) - 25 И-15; "Андреев" (22/10/36-1/11/36) - 15 И-15; в этот же период было доставлено еще 10 истребителей И-15, но не известны точная дата и наименование транспортного судна;
73."Курск" (25/10/36-3/11/36) - 15 И-16; "Благоев" (26/10/36-4/11/36) - 16 И-16;
74"Aldecoa" (11/11/36-19/11/36) - 31 Р-5ссс;
75.в итоговых данных по авиации, танкам и бронеавтомобилям приведены в сравнении четыре цифры: первая - итоговые, суммарные значения таблицы; вторая цифра - соответствующая количество для данного типа техники из книги "История второй мировой войны, 1939-45 гг." (Институт военной истории СССР, 1974 г., т. 2, стр. 54); третья - аналогичная цифра из кн. "Интернациональная солидарность с Испанской Республикой" (АН СССР, 1974 год, стр. 329); последняя - западные оценки в различных публикациях 1950-96 гг.
76.к этому количеству стоит добавить еще 21 машину различных типов, закупленных Советским Союзом в других странах и отправленных в Испанию (ст. "На помощь Республике ", Н. Якуба, ж. "Крылья Родины", №9'89, стр. 34)
77.согласно кн. "Arms for Spain...", Gerald Howson 15 торпедных катеров были отправлены в Испанию в начале 1939 года, но были возвращены с целью избежания попадания в руки националистов
78.кн. "Arms for Spain...", Gerald Howson, стр. 141; кн. "Интернациональная солидарность с Испанской Республикой", стр. 329; ст. Ю. Рыбалкина "Москва, Настасьинский, 13", стр. 68
79.составлено на основе РГВА (кн. "Arms for Spain. The Untold Story of the Spanish Civil War", Gerald Howson, 1998, стр. 279-303) с корректировкой из других источников
80.данные 10 истребителей И-15 входят в первую серию поставок операции "Х"; неизвестны дата и судно
81.согласно источнику ("Arms for Spain...", Gerald Howson) указано прибытие 51 легкого бомбардировщика Р-Зет, вероятнее всего это ошибка, так как согласно испанской книге (J. Miranda, P. Mercado. World awiation in Spain (The Civil War) 1936-1939..., стр. 234-242) самолеты Р-Зет были поставлены в 1937 году двумя партиями по 31 машине, плюс прибывала партия, состоящая из 31 легкого бомбардировщика такого же класса как и Р-5 и Р-Зет, но обозначенная как Р-5Шт - "...Ввод в действие следующей партии в 31 самолет модели "Шт", специально оборудованных для атаки наземных целей, совпал по времени со сражением при Гвадалахаре. После нее они были быстро разобраны и возвращены в Советский Союз, очевидно, вместе с первой прибывший группой экипажей..."
82.согласно источнику (“Arms for Spain...”, Gerald Howson) “тип техники” указан Torpedo 93 bombers, что возможно ошибка, так как на основе всех источников получается, что в Испанию было поставлено и принимало участие в боях 92-93 бомбардировщика СБ
83.согласно испанской книге J. Miranda, P. Mercado. World awiation in Spain (The Civil War) 1936-1939. American and Soviet airplanes./ Silex Ediciones, 1988, "...Группа в 93 И-152 была отправлена в Испанию, но 62 не были пропущены через границу французским правительством и направились обратно, а 31 прибыли в Барселону морем... На завершающем этапе битвы за Каталонию, многочисленные упаковки, содержащие демонтированные самолеты, с некоторым И-152 среди них, были переданы Республиканцам через Французскую границу, но не было времени, чтобы собрать их, и они были возвращены, чтобы предотвратить их использование националистами..."
84.Ibid.
85.данные по возвращенной авиатехнике (кроме И-152) по кн. "Arms for Spain...", Gerald Howson, стр. 301
86.ст. Ю. Рыбалкина "Москва, Настасьинский, 13", "Родина", 1996.9, стр. 69; кн. "Arms for Spain...", Gerald Howson, стр. 121; по курсу на тот момент данное количество золота оценивалось в 518 млн. долларов
87.Ibid.; АПРФ. Ф.3. Оп.74. Д.20. Л.104-105; Архив внешней политики РФ. Ф.010. Оп.11. П.71. Д.53. Л.140
88.“История второй мировой войны, 1939-45 гг.”, Институт военной истории СССР, 1974 г., т. 2
89.статья в испанском официальном журнале Ejercito, январь 1992 г., стр. 45; статья “Москва, Настасьинский, 13” в российском журнале “Родина”, 1996.9, стр. 71
90.“Arms for Spain. The Untold Story of the Spanish Civil War”, стр. 150
91 .РГВА. Ф.33987. Оп.3. Д.1149. Л.68